Муртуза Мухтаров, меценат, нефтяной миллионер, просвещенный интеллектуал

Во второй половине XIX века в истории Азербайджана предпринимательский класс проводил большую благотворительную деятельность, связанную с развитием страны, заботился о ее народе. В начале 20 века местные нефтяные магнаты-миллионеры происходили из самых низших слоев общества - рабочих шахт, помощников мастеров или мастеров.

К сожалению, в советской империи было строжайше запрещено говорить о представителях национальной буржуазии и о том деле, которое они делали для народа.

Муртуза Мухтаров родился в 1857 году в Баку в селе Амиржан в семье бедного кучера. В 1870 году он продал свою телегу и с ранних лет начал работать на одной из шахт, построенных вокруг села Балаханы-Забрат, у предпринимателя по фамилии Мартов, добывая нефть из неглубоких колодцев. Видя в этом юноше ум, трудолюбие, ответственность, способности и волю, предприниматель Мартов обучил его секретам механических инструментов и приспособлений, в кратчайшие сроки выдвинул его на должность мастера и поручил ему управление горным цехом. Муртуза мог определить ситуацию в глубоких слоях колодца по звуку машин, гармонии топоров и труб, грохоту оборудования. Мухтарова начинают приглашать на различные шахты как незаменимого мастера по ремонту и устранению неисправностей в скважинах. Предприниматель Мартов увидел, что стареет, и продал свою мастерскую вместе с буровым оборудованием. 

В 1890 году 25-летний Муртуза Мухтаров открыл частную буровую контору, стал получать заказы на бурение самых сложных и глубоких скважин, сотрудничал со многими странами. Здесь на первый план выходит его изобретательность – многочисленные модификации, внесенные им за короткий период времени в полумеханизированный буровой станок «Молот» канадского производства, помогли повысить производительность оборудования и продлить срок его эксплуатации. Развитие технологии добычи нефти в Баку связано с именем Мухтарова. Хоть он и не имел высшего технического образования, но был предпринимателем, профессионально знавшим тайны нефтяных месторождений и бурения среди нефтяных магнатов. Юный Муртуза обогащает свою врожденную гибкость теоретическими знаниями – он нанимает учителей из числа инженеров и с их помощью приобретает техническую подготовку.

М. Мухтаров был также известен как инженер-нефтяник без диплома. В этот период хрупкие, жирные и т. д. рытье колодцев в скалах считалось чудом. Впервые в 1895 году он установил перфоратор с металлическими стержнями и получил на него Государственный патент-авторское свидетельство. Мухтаров назвал свое изобретение «Бакинская буровая система». Машина Мухтарова была самой совершенной из всех известных к тому времени сверлильных машин.

В конце XIX века Муртуза Мухтаров основал в Бибиэйбете завод бурового оборудования. Этот завод был первым промышленным предприятием по производству нефтяного оборудования в России. Он построил рядом с заводом трехэтажный жилой дом для рабочих и прислуги, собрал в созданных условиях лучшую рабочую силу Баку и смог получить новую информацию о добыче нефти. Станки и оборудование, произведенные на заводе, реализовывались на российском рынке или экспортировались за границу. При этом сам Мухтаров привез в Баку немало инструментов, машин, приборов и оборудования из-за границы, особенно из Америки. Даже после того, как Азербайджан был оккупирован Советской Россией – после Революции эти указания продолжались, и на его имя отправлялась техника. Кроме того, в 1917 году им была изобретена первая пилорама. В настоящее время эта машина хранится в институте «Горный» в Санкт-Петербурге.

Деловые связи Муртузы Мухтарова были обширными, его деятельность в нефтяной отрасли охватывала не только Азербайджан. Он часто посещал разные губернии России и заключал деловые сделки. В частности, он поддерживал тесные связи с нефтяниками Северного Кавказа, шахтерами в Майкопе и Грозном, налаживал связи и заключал технические контракты с конструкторскими бюро.

Муртуза Мухтаров был также великим строителем и великим меценатом. Помимо Баку, он поддержал строительство многих зданий, до сих пор сохраняющих свое величие, в окрестных селах, городах России и некоторых европейских странах. Построенное им здание мечети в селе Амирджан до сих пор привлекает внимание своим архитектурным строением и величием. В 1901 году местное население приступило к строительству мечети, но позже финансовые средства на завершение строительства иссякли, и они обратились к Мухтарову. Миллионер заинтересовался в строительстве мечети и приглашает архитекторов для своего проекта. Посоветовавшись с несколькими архитекторами, он берет на себя расходы по завершению строительства. В 1908 году мечеть была построена по проекту известного архитектора Зиварбея Ахмадбекова.

В начале строительства мечети из Стамбула, на заказ была изготовлена ​​книга Корана весом 25 кг, на которой выгравированы слова Бога золотой водой. Даже сейчас эта священная книга хранится в мечети Амирджана. Эта великолепная мечеть с двойными минаретами, считающаяся одной из лучших жемчужин восточной архитектуры, включена в список исторических памятников ЮНЕСКО.

На этом благотворительная деятельность миллионера не закончилась. В 1902 году М. Мухтаров построил школу в селе Амиржан и Владикавказе, а в 1913 году — маяк в память о затоплении корабля близ Пираллахи на Каспийском море, 17 зданий на Абшероне. Многие здания, построенные Муртузой Мухтаровым в Баку, городах России и Европы, и сегодня носят его имя.

Во время революции 1911 года М. Мухтаров не жалел помощи своему народу, поэтому турецких военнопленных, привезенных в Баку из Ирана и Турции, он описывал как «пленников, умерших» от жажды, антисанитарных условий и инфекционных заболеваний  и похороненных на острове Наргин в Баку. Он бросал их в море в мешках под именем «мертвых». Известный своей добротой Муртуза Мухтаров помог многим бедным семьям и вложил средства в их лечение и образование. Еще в те времена он усыновил застенчивую девочку по имени Катя и назвал ее Фатьмой. Фатму знают в нашей республике как выдающуюся оперную солистку и азербайджанскую актрису.

В 1927 году, в период отсутствия электричества в северных ГРЭС и Шувелане, Муртуза Мухтаров впервые установил динамику электричества и обеспечил небольшим количеством электроэнергии села Шувелан и Мардакан.

Во время одной из очередных поездок в Бесландию Мухтаров стал свидетелем интересного события. Идя по перрону вокзала, внимание Мухтарова привлекают два лейтенанта, которые в черкесской одежде положили на пол ковер, чтобы помолиться. Генерал в черкеске начинает молиться. Муртуза Мухтаров спрашивает сотрудников станции, кто этот генерал, и узнает, что это знаменитый генерал Хамби Туганов из Владикавказа. Они встречаются, генерал приглашает Муртуза Мухтарова к себе домой во Владикавказ. Приняв это приглашение, Мухатаров знакомится с семьей Туганова. Здесь Муртуза видит свою будущую жену Лизу, среднюю дочь генерала, и влюбляется в нее с первого взгляда. Свадебная церемония Муртузы Мухтарова прошла очень роскошна.

Следует также отметить, что этот брак стал вторым для Мухтарова. От брака с первой женой госпожой Гёнченаз у него родились две дочери. Но в результате несчастного случая он теряет дочерей и таким образом его семья трагически распадается.

На помолвку Муртузы и Лизы были приглашены 30 смелых игидов, одетых в белые черкесские чукки, белые бухарские шапки и мечи, домой невесте привезли 30 роскошных хонча, и свадьба длилась 7 дней и 7 ночей. Невесту провожали в отделанном серебром фаэтоне в сопровождении почетной кавалькады на белых лошадях, одетых с головы до ног в белое. Несмотря на то, что Лиза младше мужа на 24 года и оба принадлежат к разным социальным классам, это не помешало им счастливо жить вместе. После роскошной свадебной церемонии во Владикавказе они отправились в свадебное путешествие по Европе, а вернувшись из путешествия, несколько лет жили во Владикавказе.

В знак благодарности осетинской земле за семейное счастье Мухтаров в 1908 году на собственные средства построил во Владикавказе суннитскую мечеть, которая по своим многочисленным параметрам представляет собой редкий образец архитектуры. Суннитская мечеть, построенная шиитом Мухтаровым в честь Лизы Тугановой на берегу реки Терек, до сих пор считается одной из крупнейших мечетей Северного Кавказа. По мнению экспертов, эта мечеть, построенная Мухтаровым, по своей красоте является одной из самых богатых мечетей России. Как пишут осетинские историки: «Уполномоченные представители суннитской общины города Владикавказа генерал-лейтенант Инал Кусов и Идрис Шанаев решают назвать мечеть «Джума-мечеть Мухтарова» в знак искренней признательности от имени всех владикавказских мусульман бакинскому купцу Муртуза Ага Мухтарову, построивший мечеть».

Пока Муртуза Мухтаров находились в свадебном путешествии по Европе, его молодая жена была очарована чудесной архитектурой города Венеции, архитектурой итальянских зданий. Гуляя по Венеции, стоя перед очень красивым и величественным зданием, Лиза с восхищением делится с мужем своими чувствами – «Как счастливы люди, живущие в таком здании!». Спокойно наблюдая за этой сценой, Муртуза-бей ничего не сказал. Вернувшись из Владикавказа в 1910 году, господин Муртуза построил для своей возлюбленной в Баку дворец, схожий по стилю и архитектуре со зданиями в Венеции, Италия (1911-1912). Дворец спроектирован архитектором Иосифом Плошко в стиле французской готики. Мухтаров специально пригласил Плошко из Москвы в Баку, а затем отправил его в Италию для знакомства с дворцом. Плошко думал, что спроектирует проект Мухтарова в восточном стиле, но поскольку ему понравилось здание «Исмаилия» М. Мухтарова, он решил построить дворец в «готическом» архитектурном стиле, а не в национально-восточной интерпретации. Хотя строительство дворца Муртузы Мухтарова планировалось на центральной магистрали города (тогда Николаевской, ныне улица Истиглалиет), позже было решено использовать для этой цели территорию, прилегающую к улице Николаева. Поскольку собственник земли отказался продавать землю, Мухтаров купил землю напротив собора Александра Невского (архитектор Р. Р. Марфельд, 1888-1889, строитель Ю. В. Гославский) на противоположной стороне Персидского (ныне улица Муртуза Мухтарова) и Врангеля (ныне улица Улица Ахмеда Джавада). Несмотря на то, что дворец находился рядом с такой огромной и монументальной церковью, он имел очень выгодное градостроительное положение. После сноса церкви в 1930 году окрестности дворца были полностью открыты.

Примерно через год, когда Муртуза Мухтаров приехал Баку, он посадил Лизу в карету и привез ее на улицу Фарс перед домом. Взгляд Лизы сталкивается с похожим на дворец зданием, которое она увидела в далекой Италии. Целуя руки жены, Мухтаров поздравил ее с новым имуществом. Дама, которая от удивления не знала, что сказать, очень обрадовалась, когда услышала, что ее слуги приветствовали их у дверей здания и что дворец был подарен ей. Каждая колонна, арка, кусты и цветы, окна и двери дворца – уникальное произведение искусства, жемчужина архитектуры, и эти детали завораживают каждого входящего. Вертикальные башни, напоминающие минареты каирских мечетей, очень хорошо передавали восточный колорит. Детали фасада дворца, изящно украшенные колонны в духе французской готики, центральная башня придают зданию особую красоту. В вестибюле, выходящем на трехступенчатую мраморную лестницу дворца классической формы, были использованы дополнительные методы упорядочения. Парадная лестница богато украшена, а полукруглый потолок наполнен декоративными элементами. При проектировании дворца Мухтарова в 1911-1912 годах И.Плошко воспользовался эффектной угловой композицией проекта петербургского академика архитектуры Г.Д.Гримма и дал свою интерпретацию, обратившись к тракту французской готики. Следует отметить, что успешный проект Х.Д.Гримма был удостоен премии в 1900 году.

После Октябрьской революции дворец функционировал как Женский клуб имени Али Байрамова, а позже – музей Ширваншахов. Позже он долгие годы использовался как дом для бракосочетаний. Постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 2 августа 2001 года № 132 как памятник 1911-1912 годов здание было включено в «Список недвижимых памятников истории и культуры национального значения» как памятник опись № 149. В 2007-2012 годах во дворце проводились реставрационные работы. 5 июля 2012 года состоялось открытие дворца, на церемонии присутствовал Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев и ознакомился с проделанной работой.

Как и Мухтаров, его жена Лиза не отставала в благотворительной деятельности. Лиза Мухтарова была одним из сотрудников газеты «Исик», первого женского печатного органа, созданного в Баку 22 января 1911 года госпожой Хадиджей Алибековой. Она активно боролась за права женщин на получение знаний и образования. Госпожа Лиза, одна из самых активных участниц благотворительного общества «Детская больница», организованного в 1913 году, способствовала созданию в Баку специальной детской больницы. Ее просветительская деятельность была широкой. Поскольку своих детей у нее не было, госпожа Лиза создала в своем роскошном дворце пансион, где получали образование девочки из бедных семей и сирот. Лиза также поддерживала благотворительное общество бакинских мусульман «Ниджат».

Сохранился эскизный план и документы примерно на 2,5 га земли, подаренной Муртузой Мухтаровым Женскому мусульманскому благотворительному обществу в селе Гала. В этом районе были построены два детских дома. Госпожа Лиза возглавляла Бакинское женское благотворительное общество, созданное в 1914 году. Она смогла объединить в рядах этого общества Рахилу Газиеву, Сару Вазирову, Пари Топчибашову и многих других. В то же время г-жа Лиза была членом правления Бакинского отделения Кавказского общества борьбы с туберкулезом. В ее доме обсуждались все вопросы общества, именно по ее инициативе часто проводились культурные мероприятия. Кроме того, она устраивала спектакли в школе для девочек и относилась к девочкам с материнской заботой.

К сожалению, этому браку, основанному на любви, не суждено было быть счастливым до конца. Наступил апрель 1920 года. Так, после убийств и грабежей, совершенных армяно-большевистскими бандами в окрестностях Баку, где проживали азербайджанцы, большевики прибыли в дом Мухтаровых. На пороге дома Мухтарова вооруженные требовали, чтобы он покинул здание и подчинился советской власти. Услышав это, нефтяной магнат берет винтовку, убивает сначала двух большевиков, а затем и себя. В результате здание стало штабом XI армии.

К сожалению, как и судьба нефтяного магната, судьба Лизы Ханум закончилась печально. Большевики сначала заставили госпожу Лизу жить в подвале ее дома. Исследователь Фуад Ахундов пишет: "Сара Ашурбейли рассказывала, что она и ее мать Исмет навещали Лизу и немного ей помогали. Однако оставаться в Баку становилось все труднее. Она вышла замуж за турецкого дипломата, чтобы избежать опасности и эмигрировать. Госпожа Лиза уезжает в Стамбул. Но и здесь ей не повезло. Этот человек, забрав деньги, которые были у Лизы и драгоценности считавшиеся для нее очень ценными, исчез и больше не появлялся. О дальнейшей судьбе Лизы Мухтаровой известно немного. Известно лишь, что Лизе помогала действовавшая в Турции азербайджанская диаспора и до 1956 года она жила в Стамбуле. Зулейха Асадуллаева, внучка другого нефтяного магната Шамси Асадуллаева, сказала в одном из своих интервью: "Среди бывших бакинских миллионеров только Мухтаров заслуживает уважения. Он жил как мужчина и умер как мужчина. Ради такой памяти стоило жить. Хорошая память, которая живет после человека – не маленькое сокровище.

Этот прекрасный сад, унаследованный от нефтяного миллионера Муртузы Мухтарова, в настоящее время используется народом. Дендрологический сад общей площадью 12 га расположен в северо-восточной части Апшеронского полуострова, в 3,2 км от Каспийского моря и в 40 км от центра города. Район находится на высоте 8,2 м над уровнем моря, среднегодовая температура района около 13-15°С. Температура в зимние месяцы 8-8,2°С, влажность в жаркие летние дни ниже 35-40%, годовое количество осадков на Апшероне 120-270 мм. В этом отношении климат Апшеронского полуострова аналогичен климату сухих субтропических и умеренных субтропических зон. По механическому составу почва щелочная (РН 8-9), относится к типу сероглинисто-песчаных почв. Состав почв на 80-85% извести. Почвенный слой дендрологического сада был непригоден для возделывания, он был окружен известняковыми камнями на глубине 20-40 см. В 1926 году М. Мухтаров привез в сад из Лянкяранской зоны почву, пригодную для посадки. Как видно, исследовательские работы, проводимые лабораториями в созданной здесь искусственной экосистеме, играют комплексную роль в решении многих экологических проблем от факторов окружающей среды Апшерона. 4 подземных водоема, отражающие историю Дендрологического сада, о строительстве которых пока ничего не известно, считаются историческим памятником не только этого сада, но и нашей республики. Диаметр скважин 8-13 м, средняя глубина 36 м. Эти скважины имеют 3 линии электропередачи. Здесь была снята 1-я версия фильма "Аршин Мал Алан", прекрасная жемчужина коллекции азербайджанского кино, такие фильмы, как "Не бойся, я с тобой", "Всадник без головы", "Вазири-хани-Ленкорань".

А также, здесь был снят историко-художественный фильм «Химаэдар», фильм о жизни Гаджи Зейналабидина Тагиева, посвященный 100-летию Великого лидера Гейдара Алиева. А также ряд музыкальных клипов.

 

 

Şərhini yaz